РАБОТА НАД НАУЧНЫМИ СТАТЬЯМИ

Клиницист должен рассматривать публикацию надежных результатов как честь для себя и стараться быть достойным подобной чести. У него такие же обязанности, как и у любого другого автора. Во-первых, честность, научная или художественная, и во-вторых, мастерство. В, данном случае мастерство почти синонимично грамотности. Если учителя выпустили его полуграмотным, он должен настойчиво изучать грамматику, синтаксис, риторику и стилистику — либо самостоятельно, либо в вечерней школе. Даже при наличии всех этих элементов очень трудно овладеть композицией, и терапевт не должен считать несправедливостью, если учитель, руководитель или его собственные стандарты требуют, чтобы он шесть или семь раз переписал статью, прежде чем достигнет удовлетворительного результата.

Овладение мастерством письма должно быть частью подготовки любого молодого ученого-клинициста. Руководитель окажет студентам большую услугу, если будет строго придерживаться самых высоких стандартов, так, чтобы они были вынуждены выражать свои мысли наиболее выразительно. Он может делать это, оставляя придирчивые замечания на полях набросков научных статей, которые представляют ему студенты. Он не должен забывать, что один из лучших знатоков английского языка Джозеф Конрад[18]был также капитаном дальнего плавания, а это не менее трудная и ответственная профессия, чем профессия группового терапевта; но он нашел время для развития своих способностей, хотя английский начал учить уже будучи взрослым и зная несколько других языков. Если в штате больницы нет человека, который был бы способен выполнять работу редактора, такого клинициста нужно найти где-нибудь в другом месте и пригласить присоединиться к работе. В некоторый случаях, вопреки самым настойчивым усилиям, трудности кажутся неразрешимыми. Люди, которые не способны писать, должны рассчитывать на помощь со стороны, которую вероятнее всего удастся найти в системе обучения английскому языку взрослых.

Полезно регулярно читать статьи в журнале «Сайенс» и изредка сравнивать их со статьями в психоаналитических журналах. Разница отчетливо показана Федерном в его статье «Невротический стиль». Автор статьи убережет себя от многих неприятностей и беспокойств, убрав навязчивых паразитов, которыми заражены многие публикации в области психотерапии, а именно вступление и заключение. Из вступления необходимо убирать такие слова, как «важный», «сложность» и «переплетающийся», а из заключения — «перспективный», «углубить» и «расширить». Федерн ясно пишет, что «важные усложнения переплетаются» именно тогда, когда автор извиняется за то, что не смог расширить и углубить свои перспективы.

РАБОТА НАД КНИГОЙ

Еще более, чем безграмотная статья, угнетает безграмотная книга. В каждом городе и поселке Америки есть молодые честолюбивые авторы, которые сочтут за честь принять участие в написании книги. В каждой средней школе и в каждом колледже есть ученик или студент с выдающими способностями в области грамматики и стиля, который будет польщен, если его талант будет использован для такого важного дела. Некоторые из этих молодых людей превосходно владеют стилем и могут любую рукопись сделать в этом отношении безупречной. Больше того, реакция умного студента, изучающего английский язык, может быть более ценной, чем отзыв подготовленного критика, прочитавшего рукопись до публикации. Таким образом, любой клиницист, не умеющий хорошо писать, может сравнительно недорого получить квалифицированную помощь. Однако автор книги должен помнить, что определенный процент американских преподавателей и студентов — это малограмотные люди, и обязательно убедиться, что нанял хорошего помощника.



Книга всегда полезнее, когда она снабжена хорошим указателем. В клиническом исследовании, например, хорошо иметь не только указатель тем, но также указатель историй болезни или пациентов и, конечно, указатель авторов; или, по крайней мере, комбинацию всех этих трех индексов. Покупатели-профессионалы часто именно по указателю авторов определяют ценность новой книги. Психотерапевты, например, охотнее купят книгу из раздела «Психоаналитическая литература», если в ней содержится много ссылок на Фрейда. Некоторые предпочитают книги, ориентирующиеся на Юнга. Одни избегают покупать книги, индекс которых указывает только на дальнейшее исследование канонических идей некоторых общепризнанных авторитетов, другие только такие книги и покупают. Поэтому включение указателя авторов — проявление вежливости по отношению к возможному покупателю или читателю в библиотеке. Начинающему читателю очень полезен словарь терминов; он же помогает более подготовленному читателю сориентироваться в специфике взглядов автора. Семантическое примечание, в котором разъясняется, что автор имеет в виду под такими связками, как «есть», «означает» и «представляет», может прояснить отношения автора и ученого читателя.

И последнее замечание о библиографии и стиле. Библиография в алфавитном порядке престижна, но часто почти бесполезна. Если работы пронумерованы, в тексте удобнее отыскать вклад каждого автора. А что касается стиля, то он должен быть единым на протяжении всей работы. Придерживаясь этих советов, автор создаст у читателя впечатление тщательности и обдуманности.

ЛИТЕРАТУРА О ГРУППОВОМ ЛЕЧЕНИИ

Если студент хочет считать себя грамотным в избранной сфере, он должен иметь общее знакомство с литературой по групповому лечению и групповой динамике, а литературу по некоторым темам должен прочесть полностью. Он должен помнить, что современные работы не всегда лучше старых, которые часто бывают более стимулирующими и информативными и написаны лучше, чем большинство новых. Приводимый ниже обзор даст достаточное основание для разумного обдумывания и обсуждения.

ГРУППОВОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Сжатое изложение ранней литературы содержится в сборнике под редакцией Дж. Л. Морено. Студент должен просмотреть эту книгу и прочесть статьи, которые явно представляют не только специальный интерес, а образуют подлинное основание темы. Нужно также прочесть две статьи, относящиеся к этой эпохе. Первая — «Основы группового анализа», написанная Тригантом Барроу, — может считаться зародышем, из которого развилось все групповое лечение, каким мы знаем его сегодня. Вторая — статья, написанная Джайлсом Томасом, в которой рассматриваются и классифицируются методы групповой терапии, распространенные в то время.

Важный библиографический период начинается в 1951 году, когда начал выходить «Международный журнал групповой психотерапии». Познакомиться с этой литературой лучше всего, пролистав «Международный журнал» с первого тома и выбирая те работы, которые стимулируют научный интерес студента. Поскольку эта литература почти исключительно эмпирическая, нет объективных критериев, которые позволяют предпочесть одну статью другой. Очень много статей по групповой терапии рассеяно по другим периодическим изданиям, есть также несколько книг, которые можно отыскать в библиографии статей из «Международного журнала». Другой журнал, преимущественно посвященный этой области, выходит под простым названием «Групповая психотерапия». Однако эти два журнала мало пересекаются друг с другом, и ссылки в одном на другой заметно редки. Поэтому добросовестный студент должен просмотреть подшивки обоих журналов.

Особо следует упомянуть то, что можно было бы назвать «английской школой». Студенту рекомендуется прочесть легко доступные труды Биона, Эзриеля, Фолкса и их коллег. Сюда же можно включить работы Максвелла Джонса о терапевтическом сообществе.

Последнее время можно отметить три заметных направления. Первое — это усиление интереса к семейной терапии. Некоторые выдающиеся авторы в этой области — это Акерман, Белл, Гротьян и Сатир. Вдобавок существует новый журнал «Семейный процесс», который будет держать вас в курсе этой стремительно расширяющейся сферы. Второе заметное направление — развитие трансакционного анализа. Две основные работы по этому подходу принадлежат автору данной книги: «Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии» и «Игры, в которые играют люди». Феномен последних лет — появление «новой генерации» психоаналитических групповых терапевтов, и для знакомства с достижениями в этой специальной области можно прочесть три книги: сборник Розенбаума и Бергера, текст Муллана и Розенбаума и монографию «Психоанализ в группах» Вулфа и Шварца.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Многие философы-классики уделяли большое внимание проблемам групповой динамики, хотя и не под таким названием. Интеллектуальный вклад трех столетий — с 1500 до 1800 года — наиболее полно и авторитетно почти сто лет назад рассмотрел Отто Гирке, и наиболее важные места из его работы в легко усваиваемом виде подытожены Эрнестом Баркером из Кембриджа под названием «Природный закон и теория общества». Внешне это юридический трактат, но на самом деле это, вероятно, лучшая из всех существующих работа в широкой сфере групповой динамики. Поистине само название побуждает мысль: то, что мы называем «групповой динамикой», многие выдающиеся мыслители в области социальной философии называли «природным законом». Студент должен прочесть, изучить и обдумать по крайней мере предисловие переводчика, а также столько из текстов, сколько сумеет.

Общий обзор девятнадцатого и начала двадцатого века обычно можно найти в любом хорошем учебнике по социологии, таком, например, как книга Хинкла и Хинкла. Именно этим периодом датируется психоаналитический подход к групповой динамике, впервые его можно встретить в монографии Фрейда «Психология группы и анализ Эго». Взгляды Фрейда критически проанализированы и развиты в позднейших версиях книги Шайделин-гера «Психоанализ и групповое поведение» с подзаголовком «Изучение фрейдистской групповой психологии»; с этой работой захотел бы познакомиться любой клиницист. Однако студент не должен игнорировать и то новое, что написано после того, как Фрейд опубликовал свою книгу. К сожалению, он обнаружит, что многие более слабые коллеги унесены Сциллой социальной психологии, а других утопила Харибда «ортодоксии».

Групповая динамика как экспериментальная дисциплина получила максимальное развитие после второй мировой войны. Существуют два сборника, которые дадут студенту полное представление об этом подходе: один — Картрайта и Зандера, второй — Нара, Богратта и Бейлса. Не все статьи из этих сборников будут полезны для клинического работника и произведут на него впечатление, но некоторые он, несомненно, найдет любопытными и поучительными. Самый недавний подход к групповой динамике — трансакционный (его следует отличать от «ин-теракционного» подхода). Он непосредственно исходит не из лаборатории, а из лечебного кабинета и потому наиболее подходит для группового терапевта. Этот подход в приложении к терапевтическим группам уже рассматривался в 6 главе, а более подробно с ним можно познакомиться в книге автора «Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп».

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ

Ниже следуют некоторые указания для тех, кто, помимо описанных выше основ, интересуется специальными вопросами.

Психодрама

Доктор Морено (в частном разговоре) как самое подходящее вступление в эту тему порекомендовал свою статью в «Американском руководстве по психиатрии». К статье приложена авторитетная библиография.

Гештальт-терапия

Этот интересный подход, который все еще находится на экспериментальной стадии, очерчен Перлсом и его сторонниками. Однако испытывать этот подход следует только под руководством опытного старшего психиатра.

Экзистенциальная терапия

В высшей степени индивидуализированный подход. Хорошее вступление в тему можно найти в небольшом учебнике Ролло Мея.

Социальная психология

Общий очерк подхода социальной психологии к групповой динамике можно найти в книгах Креча и Кратч-фидда или Дж. Ф. Брауна.


[1]Резидентами называют начинающих врачей, которые в течение трех-пяти лет проходят последипломную клиническую практику и, как правило, живут в самой больнице. — Прим. перев.

[2]В философии Аристотеля — некое активное начало, превращающее возможность в действительность. — Прим. перев.

[3]Совершенно необходимое, непременное условие; буквально — «без Чего нет», латин. — Прим. Перев .

[4]Возникновение у двух тесно связанных людей одинаковых иллюзий или заблуждений; буквально «двойное безумие». — Прим. перев.

[5]Чуть больше 50 сантиметров. — Прим. Перев.

[6]Чистая доска, латин.: в частности так говорится о сознании человека. — Прим. перев .

[7]Прежде всего — не навреди (больному), латин. — Прим. перев.

[8]Целительная сила природы, латин. — Прим. перев.

[9]Лечу их я, но излечивает Бог, франц. — Прим. перев.

[10]Имеется в виду начало XX века, время правления английского короля Эдуарда VII. — Прим. перев.

[11]Заболевания, встречающиеся в тропиках и вызванные укусами насекомых или расстройством пищеварения. — Прим. перев .

[12]Английские слова treatment «лечение» и threatening «угрожающий» фонетически очень похожи. — Прим. перев.

[13]Адольф Мейер, американский психиатр. — Прим. перев.

[14]Пещеры во Франции и в Испании, в которых обнаружены рисунки первобытных людей. — Прим. перев.

[15]Христианская наука — протестантская секта, основанная на вере в то, что Слово Христово способно излечить от всех физических и духовных недугов. — Прим. перев.

[16]Холизм — философская система, в которой целое трактуется как высшее философское понятие, синтезирующее в себе субъективное и объективное и являющееся «последней реальностью универсума». — Прим. перев.

[17]В полном объеме, латин. — Прим. перев.

[18]Джозеф Конрад, 1857–1924, знаменитый английский писатель, автор многочисленных романов о мореплавателях; родился в Польше. — Прим. перев




6963264987360407.html
6963407608316521.html
    PR.RU™