Качественные изменения в познавательной сфере подростка

Ж. Пиаже указывал, что в возрасте от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ребенка: он освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам, начиная оперировать гипотетико-дедуктивным (теоретическим) мышлением. По мнению Л.С.Выготского, главное в развитии мышления подростка – овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Функция образования понятий лежит в основе все интеллектуальных изменений в этом возрасте. « Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятия» (Л.С. Выготский)

Приступая к усвоению основ наук, подросток должен научиться рассуждать теоретически. Учебный материал требует высокого уровня развития мыслительной деятельности и, в свою очередь, направлен на развитие интеллекта. В этой связи в развитии мышления подростка отмечаются следующие изменения:

-появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; подросток учиться рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки;

- появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление);

- развивается операция абстрагирования, мышление становиться теоретическим;

- развивается критичность как качество мышления; при этом существует опасность появления критиканства – подростки любят искать ошибки в речи учителя, в тексте учебника, иронизировать над взрослыми;

- происходит интеллектуализация процессов восприятия, они становятся аналитичными - это важно для успешного чтения чертежей, схем, моделей, для их содержательного анализа;

- появляется новое отношения к интеллектуальным задачам: подростки интересуются трудными задачами, требующими рассуждений, сложных логических ходов

Существенные изменения происходят в мнемической деятельности подростков: если установкой младших школьников при запоминании было повторение, то у подростков – понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков - растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно применяют приемы осмысленного и опосредованного запоминания, мнемотехнические приемы. Однако, учителю следует развивать навыки логической обработки материала, учить приемам выделения смысловых опор, установления ассоциаций, составлению плана, смысловой группировки и т.д.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем, увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. Наиболее выраженные увлечения подростка:



-интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям – истории, литературе, музыке, рисованию и т.п.);

-эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например,-большим теннисом);

-телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

-накопительские увлечения (коллекционирование разного рода);

-информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это – увлечение интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

- эгоцентрическая (интерес подростка к собственной персоне);

-доминанта дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

-доминанта усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т.п.)

-доминанта романтики (стремление к риску, неизвестности, к приключениям, авантюрным поступкам)

5. Нарушения поведения у подростков


6961670401254014.html
6961722919085198.html
    PR.RU™