I — переключатель экспериментатора; 2—переключатель испытуемого; i электростимулятор; 4— фотостимулятор; 5— лампа-вспышка

электроэнцефалографии. Так, придание постоянному ПО физическим параметрам стимулу определенной семанти ческой нагрузки находит свое отражение в структуре поздних компонентов вызванных потенциалов.

Для работы необходимо: экранированная ка мера, электроэнцефалограф, специализированная ЭВМ с режимом усреднения, фотостимулятор, автоматический диапроектор, электростимулятор, 2 переключателя с нейтральным средним положением, набор диапозитинон с шестью однозначными цифрами, например 3 5 7 6 4 К.

Ход работы. Собирают установку, как это пока зано на рис. 80. Испытуемого помещают в кресло перед экраном. На ручке кресла прикрепляют переключатель для испытуемого. Отводящие электроды устанавливают назатылочную область (01| и О2) и вертекс (C2). Объединен­ный индифферентный электрод располагают на мочке уха. На экране предъявляют последовательность диапози­тивов. Время экспозиции каждого — 3 с. Испытуемого просят сравнить величины двух сумм, полученных от сложения в уме трех цифр: 1-й, 3-й, 5-й и 2-й, 4-й, 6-й, которые были предъявлены на диапозитиве. В зависимости от того, какая из двух сумм окажется больше, испытуе­мый изменяет положение ключа в ту или иную сторону. Предварительно экспериментатор поворачивает свой пере­ключатель в такое положение, которое при соответствую­щем положении ключа испытуемого обеспечивает фото­вспышку. В 1-й серии исследования испытуемому вспыш­кой сообщают о правильном выполнении задания, во 2-й — о неправильном. В момент вспышки необходимо

расслабить мышцы и не мигать. В каждой серии опытов с помощью специализированной ЭВМ производят усредне­ние 20 реализаций с эпохой анализа 500 мс.

Рекомендации к оформлению работы. Из­мерьте амплитуду положительного колебания с латентным периодом 300 мс (компонент Р 300), переводя милли­метры в милливольты в соответствии с калибровочным сигналом. Результаты внесите в таблицу.

Параметры ВП при семантической нагрузке

Серии опытов Амплитуда ВП, компонента Р 300, мкВ
o2 O1 О2
1-я 2-я

Проанализируйте изменение амплитуды компонентов Р 300 в 1-й и 2-й сериях.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КИБЕРНЕТИКА

Работа 118. Влияние цели на результат деятельности

Будущий результат впервые совершаемого поведенческо­го акта представляется человеку недостаточно четким. Тем не менее предварительное формирование цели — создание идеальной модели запланированного результата является руководящим и направляющим фактором в действиях че­ловека.



Для работы необходимо: специальная таблица с двусмысленной фигурой (цифра-буква) в центре (рис. 81).

Ход работы. Преподаватель делит всех студентов на 2 группы и объясняет, что им в течение короткого времени (1—2 с) будет показана таблица. Цель студентов 1-й группы — запомнить знаки (фигуры), расположенные в таблице по горизонтали. Цель студентов 2-й группы — запомнить знаки, расположенные в этой таблице по вер­тикали. После демонстрации таблицы проводят опрос студентов разных групп. Оказывается, что в зависимости от поставленной цели один и тот же центральный знак в таблице был воспринят по-разному. Преподаватель еще раз демонстрирует таблицу, чтобы каждый студент мог рассмотреть ее подробно, и поясняет результаты экспери-

Рис.81. Рисунок с двусмысленной фигурой (цифра-буква) в центре. Объяснение в тексте.

мента. Так доказывается, что предварительная постановка цели влияет на результат.

Рекомендации к оформлению работы. Занесите полученные результаты в таблицу и объясни­те их.


6960685913073122.html
6960741472640486.html
    PR.RU™