Кодекс профессиональной этики психолога

Кодекс профессиональной этики психолога
Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Профессиональная этика в психологическом консультировании.
Общество заинтересовано в том, что при проведении психологического обследования не были нарушены основные права его членов. Но профессиональные интересы психологов заключаются в том, чтобы при проведении исследования психологи имели право использовать все свои профессиональные знания и право на то, чтобы общество не ограничивало их. Таким образом, существующий кодекс этики психолога определяет уровень свободы как психолога-консультанта, так и клиента и уравнивает в правах обе стороны коррекционного процесса.

Два основных принципа, которыми должен руководиться психолог в работе.
Ответственность
1. Психолог должен проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдать оказанное ему доверие.
2. Всегда должен помнить об ответственности перед обществом, так как его действия существенным образом влияют на жизнь других людей.
3. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям.
4. Психолог стремится к непредвзятости и объективности.
5. Психолог противостоит любым социальным организациям и политическим факторам и влияниям, способным привести к злоупотреблениям и неправомерному применению законов (влияние на другого человека с разными целями, установками).
6. В связи с этим психологу запрещается заниматься дискриминацией людей, основанных на таких параметрах, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, религиозные особенности и т.д.
7. При составлении отчетов и заключений психологи должны быть точными, честными и объективными в своих сообщениях, предназначенных для третьей стороны.
8. Психологу запрещается использовать свое положение ради получения незаслуженных выгод, преимуществ.

Компетенция
Профессиональная деятельность психолога требует высокой компетенции. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информирован о новых достижениях в области своих знаний. Психолог может оказать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификации и образование. В своей работе он руководствуется проверенными и научными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен
придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Компетенция подразделяется на подгруппы.
1. Границы компетентности. Психологи должны заниматься практикой, которая не выходит за границы их компетенции, то есть практикой, основанной на полученном образовании и соответствующем профессиональном опыте.
2. Новая сфера практики. Психологи должны практиковать в новых областях только после получения соответствующего образования и подготовки.
3. Квалификация, необходимая для устройства на работу. Психологи должны занимать те должности, которые позволяет им занимать их образование.
4. Контроль собственной эффективности. Психологи должны отслеживать уровень профессиональной эффективности и, когда необходимо, предпринимать шаги по повышению этого уровня.
5. Получение консультации по поводу этических проблем. Если у психологов появляются вопросы, связанные с этическими обязательствами, они должны проконсультироваться у других специалистов, занимающихся аналогичной работой.
6.Продолжение обучения. Психологи должны признавать необходимость своего дальнейшего обучения, чтобы быть в курсе научной информации в той области, в которой они работают.
7.Наличие проблем у самих психологов. Психологи должны воздерживаться от оказания профессиональных услуг в тех случаях, когда у них самих существуют проблемы, способные принести вред другим людям. Психологи должны быть восприимчивы к признакам наличия у себя проблем, пытаться получить помощь для их разрешения.
Этические принципы поведения психолога по отношению к другим людям
Принципы поведения по отношению к клиентам и пациентам.
1.Главная обязанность психолога состоит в уважении достоинства клиентов и пациентов и поддержании их благополучия.
2.Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом и пациентом имеют особый характер. Эти отношения требуют установления доверия между ними. Психолог в праве отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств в случае прекращения доверительных отношений.
3. Уважение различий между людьми. Психологи должны стремиться понять культурные особенности клиентов, с которыми они работают.
4. Позитивный рост и развитие. Психологи способствуют развитию и росту клиентов теми способами, которые отвечают интересам клиента. Консультанты - психологи должны избегать формирования и поддержания зависимых отношений в консультировании.
5.Участие семьи. Психологи должны считаться с тем, что семья играет важную роль в жизни человека. Поэтому психолог должен заручиться пониманием и поддержкой семьи, используя это как позитивный ресурс.
6. Личные потребности. Психологи должны осознавать существующую в психотерапевтических отношениях близость и свою ответственность в рамках этих отношений. Психолог должен избегать действий, направленных на удовлетворение личных потребностей и несущих вред клиенту.
7. Личные ценности. Психологи должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки и убеждения. Понимать, насколько они приемлемы в обществе, и не навязывать их клиентам.
8. Избегание двойственных отношений. Психологи должны осознавать, насколько влиятельную позицию они занимают по отношению к своим клиентам. Психологи должны направлять свои усилия на то, чтобы избежать двойственных отношений, которые отрицательным образом сказались бы на психотерапевтическом процессе.
9. Отношения «начальник - подчиненный». Психолог не должен брать себе в качестве клиентов лиц, с которыми имеет административные отношения. Он также не имеет права брать к себе на работу своих бывших клиентов до истечения рекомендованного срока.
10. Использование компьютера. Использую в консультировании компьютерные приемы, психолог должен убедиться, что а)клиент на интеллектуальном, культурном и физическом уровне способен использовать компьютерную программу; б) клиент понимает. С какой целью используется программа и знает, что с ней нужно делать.
11.Привлечение третьих лиц. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию у психолога без присутствия третьих лиц, однако психолог не должен препятствовать, если клиент хочет привлечь для консультации третье лицо.
12.Применение записей:
- Психолог-консультант несет ответственность за сохранность и конфиденциальность всех записей, сделанных в процессе приема, не зависимо от того, напечатаны они или записаны на пленку.
- Перед тем, как записывать содержание консультации, консультант должен заручиться разрешением клиента.
- Консультант должен понимать, что записи ведутся ради блага самого клиента, и если клиент просит обеспечить ему доступ, консультант должен это сделать, но лишь в том случае, если в записях не содержится информации, которая может быть неправильно истолкована или нанести вред клиенту.
13. Особые обязанности клинического психолога. Если клинический психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приводит к улучшению здоровья клиента, он должен прекратить лечение.




6960095172217596.html
6960146684643305.html
    PR.RU™